e hënë, 7 maj 2007

Ответ постмодернизму

Ответ агностицизму

(точка зрения, которая заключается в том, что человек «или не знает, или не может знать... В богословии эта теория заключается в том, что человек не может достичь познания Бога» (Trueblood, PR, 344])

Агностицизм Иммануила Канта

Содержание познания определяется разумом

Между нашим знанием и действительностью пролегает непреодолимая пропасть

Суть агностицизма Канта Ответ

Агностицизм сам себе противоречит Категории разума соответствуют действительности, иначе агностицизм не может быть сформулирован Невозможно делать утверждения о существовании без утверждения чего-либо в отношении сущности (чем это является само по себе)

Эпистемология Канта не может раскрывать действительность, поскольку она не берет начало в действительности Достоверность априорных заключений

Канта опровергается научными открытиями

1А. АГНОСТИЦИЗМ ИММАНУИЛА КАНТА

Философия Иммануила Канта отрица­ет, что мы можем знать, что собой пред­ставляет действительность. Такая точка зрения приводит к агностицизму — если мы не можем познать действительность, тогда мы не можем познавать истину.

1Б. Содержание познания определяется разумом

Чтобы понять отрицание Иммануилом Кантом познаваемости истины, мы долж­ны понять его эпистемологию. Джерри Джилл поясняет:

Эпистемология Канта, сформулирован­ная в его «Критике чистого разума», ос­новывается на точке зрения, что познание состоит из двух аспектов, а именно содер­жания и формы. Вместе с эмпириками [теми, кто полагается на познание через органы чувств] он утверждает, что содер­жание познания обеспечивается чувст­венным опытом, однако, вторя рациона­лизму, утверждает, что форма (или струк­тура) познания обеспечивается разумом. Кант считал, что разум играет активную роль в опыте познания, налагая на дан­ные, полученные через органы чувств, оп­ределенные неизменные «категории». Та­ким образом, то, что известно как чувст­венный опыт, в конечном итоге «отфильт­ровывается» или упорядочивается встро­енными категориями осмысления. Обе эти составляющие необходимы, но ни од­на в отдельности не является достаточной для существования знания (Gill, PRK, 76).

По собственным словам Канта, «суще­ствует два основных источника человечес­кого познания (вырастающих, быть мо­жет, из одного общего, но неизвестного нам корня), а именно, чувственность и рассудок: посредством первого нам дают­ся предметы [через наши ощущения], по­средством последнего — мысль [понима­ние]» (Kant, CPR, 22).

Кант поясняет последнее утверждение: «Однако хотя всякое наше познание и на­чинается с опыта, отсюда вовсе не следу­ет, что оно целиком происходит из опыта. Поскольку, наоборот, вполне возможно, что наше эмпирическое знание складыва­ется из того, что мы воспринимаем по­средством впечатлений, и из того, что на­ша собственная способность к познанию (лишь побуждаемая чувственными впе­чатлениями) сообщает от себя самой, — добавление, которое мы не сможем отли­чать от изначального, даваемого нам че­рез ощущения материала до тех пор, пока в ходе длительной практики не научимся внимательно и умело вычленять его» (Kant, CPR, 14).

Кант полагает, что категории, в кото­рых мы мыслим все нами воспринимае­мое, существуют лишь в нашем рассудке: «Пространство и время со всем, что они в себе содержат, — это не вещи или их свой­ства сами по себе, они принадлежат толь­ко к их внешним проявлениям; до этого пункта я согласен с теми идеалистами. Но они... рассматривали пространство как чисто эмпирическое понятие, которое... становится нам известным... лишь по­средством опыта... я же, напротив, пока­зываю... что пространство (а равно и вре­мя...) ...присуще нашей чувственности в качестве чистого знания, полученного до и независимо от чувственного восприятия или опыта» (Kant, PFM, 152).

Об этих встроенных категориях Кант пишет: «Если чистые рассудочные поня­тия относятся не к объектам опыта, а к вещам-в-себе (поитепа), они теряют всякое значение. Они служат лишь, так сказать, для расшифровки явлений, чтобы мы мог­ли читать их как опыт. Основоположе­ния, вытекающие из отношения этих по­нятий к чувственно воспринимаемому ми­ру, лишь служат нашему пониманию в де­ле эмпирического применения. За его пре­делами они — произвольные сочетания, без объективной действительности, и мы не можем a priori познавать их возмож­ность, равно как и их отношение к пред­метам» (Kant, PFM, 72,73).

Кант объявляет, что для познания дей­ствительности одного разума недостаточ­но: «Всеми своими a priori принципами разум никогда не научит нас чему-то боль­шему, чем предметы возможного опыта, но и об этих предметах он может научить нас лишь тому, что может быть познано в результате опыта... Разум не... учит нас ничему относительно вещи-в-себе» (Kant, PFM, 134).

По существу, утверждает Кант, дейст­вительность должна соответствовать ра­зуму, иначе мы не сможем познавать ее: «Разум должен рассматривать природу, конечно, с точки зрения получения зна­ния о ней, но действуя лишь как ученик, внимающий всему, чему наставляет его

учитель, а не как судья, принуждающий свидетелей отвечать только на те вопросы, которые он сам считает нужным задать» (Kant, CPR, 6).

Кант полагает: «Разум не черпает свои законы (a priori) из природы, но предпи­сывает их ей» (Kant, PFM, 82).

Кант утверждает, что нашел более чет­кие критерии для истины в априорных формах: «Поскольку истина основывает­ся на всеобщих и необходимых законах, как своих критериях, опыт [согласно иде­ализму] не может иметь никаких крите­риев истины, поскольку явления опыта... a priori ничего не имеют в своем основа­нии, откуда следует, что они суть одна лишь видимость; у нас же, напротив, про­странство и время (связанные с чистыми рассудочными понятиями) предписывают a priori всякому возможному опыту свой закон и одновременно дают верный крите­рий для отделения здесь истины от види­мости» (Kant, PFM, 152).

Кант делает заключение: «Вещи нам даны как вне нас находящиеся объекты наших чувств, однако мы ничего не знаем о том, каковы они сами по себе, поскольку знаем лишь их явления, то есть представ­ления, которые они в нас вызывают, воз­действуя на наши органы чувств» (Kant, PFM, 43). Кант категорично заявляет, что «ощущения никогда и никоим образом не позволяют нам познавать вещи-в-себе» (Kant, PFM, 42).

Мортимер Адлер делает обобщающий вывод: «Для Канта единственные вещи, которые не зависят от человеческого разу­ма, по его словам, Dinge an sich — вещи-в-себе, которым внутренне присуще быть непостижимыми. Это равносильно выска­зыванию, что реальное — непостижимо, а познаваемое — идеально в том смысле, что оно наделено идеями, которые наш ра­зум придает ему, чтобы сделать его тем, чем оно является» (Adler, ТРМ, 100).

2Б. Между нашим знанием и действительностью пролегает непреодолимая пропасть

Эпистемология [метод познания] Канта определяет нашему познанию границы, за пределами которых находится действи­тельность.

Согласно Канту, разум ищет истину: «Но эта область есть остров, самой приро дой заключенный в неизменные границы. Она есть царство истины... окруженное обширным и бушующим океаном, этим средоточием иллюзий, где мореплавате­лю, жаждущему открытий, туманы и льды кажутся новыми странами, постоян­но обманывая его пустыми надеждами и увлекая в опасные путешествия, отка­заться от которых он не в силах и которым он никогда не сможет положить конец» (Kant, CPR, 93).

Мы не можем найти истину, потому что, согласно эпистемологии Канта, мы не можем познавать действительность:

Поэтому мы приходим к выводу, что на­ша когнитивная способность не может пе­рейти границ возможного опыта; и все же именно это — наиболее важный предмет этой науки. Вывод в отношении нашего рационального познания a priori, к кото­рому мы приходим, заключается в том, что познание имеет дело с явлениями и что вещи в себе, обладая реальным суще­ствованием, находятся за его предела­ми... Мы не можем иметь никакого поня­тия о предмете как вещи-в-себе, но позна­ем его лишь как объект чувственной инту­иции (Kant, CPR, 8-9). Кант обращает внимание на то, что ра­зум не удовлетворяется знанием о нали­чии границ [за пределами которых мы не можем знать истину], но это — все, что он в состоянии знать: «Указанные... преде­лы уже недостаточны, после того как мы установили, что за ними находится еще что-то (хотя мы никогда и не узнаем, что это такое само по себе)» (Kant, PFM, 125). Кант обобщает: «То, что само изначаль­но есть лишь явление, например роза, считается в эмпирическом смысле вещью-в-себе... Напротив... ничто из созерцаемо­го в пространстве не есть вещь-в-себе... предметы сами по себе отнюдь не извест­ны нам, и то, что мы называем внешними предметами, суть не что иное, как представления нашей чувственности, формой которых служит пространство, а истин­ный коррелят их, то есть вещь-в-себе, не познается через эти представления, да и не может познаваться» (Kant, CPR, 26).

Исходя из своей эпистемологии, Кант приходит к заключению, что метафизика «является полностью изолированной умо­зрительной наукой... Она имеет дело лишь с концепциями... и в ней разум — только ее ученик» (Kant, CPR, 6).

Этьен Жильсон обращает внимание на то, что Кант не отрицает действитель­ность, но заключает ее в скобки как непо­знаваемую: «Фактически Кант никогда не должен был размышлять о действи­тельности как таковой, но он никогда не должен был ни отрицать ее, ни даже за­бывать о ней. Скорее, он должен был заключать ее в скобки, тем самым подра­зумевая, что она всегда присутствует там, где есть реальное познание, никоим обра­зом не ограничивая спонтанность челове­ческого понимания» (Gilson, BSP, 127-128).

Николас Решер полагает, что в эписте­мологии Канта действительность являет­ся бессмыслицей: «Для Канта концепция воспринимаемого предмета, свободного от условий восприятия, настолько бессмыс­ленна в каждой мелочи, как если бы она была концепцией "вида предмета", кото­рая свободна от любой и каждой точки на­блюдения и поэтому считается отделен­ной от одного из необходимых условий ви­димости» (Rescher NC, цит. по: Beck, КТК, 176).

ЗБ. Суть агностицизма Канта

Кант «полагал, что между реальным (номинальным) миром и кажущимся (фе­номенальным) миром имеется различие. Чтобы понять феноменальный мир, каж­дый человек имеет набор встроенных ка­тегорий (подобный тому, что мы подразу­меваем под исходными предпосылками). Никто не получает данные (феноменаль­ные) без категорий (исходных предпосы­лок). Знание, согласно Канту, есть объ­единенный продукт разума, (исследовате­ля), обладающего этими врожденными качествами (способностью организовы­вать и категоризировать), которые позво­ляют исследователю воспринимать зна­ние как таковое» (William Crouse, perso­nal correspondence, July 14,1999).

2A. ОТВЕТ

1Б. Агностицизм сам себе противоречит

Эпистемология Канта имеет результа­том агностицизм — утверждение, что ни­что не может быть известно о действитель­ности. Норман Гейслер комментирует это следующим образом: «В своей крайней форме [агностицизм] утверждает, что ни­какое знание действительности (то есть ис­тина) невозможно. Однако само это пред­ставляется как истина в отношении дейст­вительности» (Geisler, CA, 135). Он делает вывод относительно внутренне противоре­чивого характера этого утверждения: «Фундаментальный изъян твердой агно­стической позиции Канта — это его утвер­ждение о том, что он знает то, что, по его словам, является непознаваемым. Други­ми словами, если истинно то, что действи­тельность не может познаваться, никто, включая Канта, не знал бы ее. "Я знаю, что действительность непознаваема" — вот к чему сводится категорический агности­цизм Канта» (Geisler and Bocchino, WSA).

Опять же Гейслер утверждает:

Крайний агностицизм противоречит сам себе; он упирается во внутренне противо­речивое утверждение, что «мы знаем дос­таточно о действительности, чтобы утвер­ждать, что о действительности ничего не может быть известно». Это утверждение содержит в себе все необходимое для са­моопровержения. Поскольку если чело­век знает нечто о действительности, он, конечно, не может одновременно утвер­ждать, что вся действительность непозна­ваема. И конечно, если человек вообще ничего не знает о действительности, тогда он вообще не имеет никакого основания делать утверждения в отношении дейст­вительности. Будет недостаточным ска­зать, что его знание о действительности совершенно или полностью отрицатель­но, то есть что это — знание того, что дей­ствительность собой не представляет. По­скольку всякое отрицательное предпола­гает существование положительного, нельзя обоснованно утверждать, что не­что не является этим, если быть полно­стью лишенным знания «этого». Отсюда следует, что крайний агностицизм проти­воречит сам себе, поскольку предполагает определенное знание действительности, для того чтобы отрицать любое знание действительности (Geisler, CA, 20).

Такой агностицизм неприемлем: «Ве­роятность, что действительность может быть познаваемой, остается. Это, несом­ненно, было одним из наиболее устойчи­вых предположений в истории филосо­фии. Люди находились и сейчас находят­ся в поисках действительности. Любые рассуждения, которые a priori устраняют эту вероятность, не только противоречат самим себе, но также идут вразрез с основ­ным течением философских изысканий» (Geisler, PR, 89).

Мортимер Адлер отвечает на агности­цизм Канта вопросом: «И это вынуждает критика задать вопрос, как, если можно знать только то, что лежит в пределах чув­ственного эксперимента [Кант], можно оправдать того, кто утверждает, что ре­альные вещи не существуют за его преде­лами, и как он может говорить, что пред­ставляют собой границы, за пределы кото­рых не может проникать разумение чело­века, если он сам не преступил их? » (Ауег, LTL, 34)

Философ Людвиг Виттгенштейн пи­шет: «Чтобы быть в состоянии установить границы мысли, нам приходится при­знать мыслимыми обе стороны границы» (Wittgenstein, TLP, preface).

Этьен Жильсон отмечает: «Знание то­го, что представляет собой вещь, с учетом того, что она неизвестна, есть явное про­тиворечие теории Канта» (Gilson, BSP, 131).

Рабби Захариас: «Агностицизм Канта в отношении конечной действительности противоречит сам себе. Невозможно ниче­го утверждать в отношении конечной дей­ствительности, если чего-то не знать в от­ношении конечной действительности. Утверждать, как это делает Кант, что не­возможно преступить границу явлений, означает преступить границу, чтобы за­явить это. Иными словами, невозможно познать различие между явлением и дей­ствительностью, если не знать достаточно о том и другом, чтобы проводить меж­ду ними различие» (Zacharias, CMLWG, 203).

Г. А. Притчард отмечает, что уже ка­кое-то знание действительности несовмес­тимо с идеализмом в целом:

Чтобы думать о мире как о зависящем от разума, мы должны думать о нем как о со­стоящем лишь из череды явлений... То, что это — неизбежный результат идеа­лизма, не замечается, пока не следует предположение, что факты соотносятся с разумом главным образом через свою по­знаваемость... Преимущество этой фор­мы идеализма [Канта], по сути, происте­кает из того, что отрицание — цель идеа­лизма в целом. Вывода, что физический мир состоит из череды явлений, можно избежать, лишь принимая во внимание соотношение фактов с разумом посредст­вом познания, с последующим примене­нием независимого существования позна­ваемой действительности, не сознавая несогласованности (Pritchard, KTK, 122-123).

2Б. Категории разума соответствуют действительности, иначе агностицизм не может быть сформулирован

Профессор Гейслер обращает внимание на тщетность категорического отрицания того, что действительность познаваема:

Аргумент Канта, что категории мышле­ния (такие как единство и причинная связь) неприменимы к действительности, неудачен, поскольку если категории дей­ствительности не соответствуют таковым разума, то было бы нельзя делать ника­ких утверждений в отношении действи­тельности, включая и то утверждение, ко­торое сделал Кант. Иными словами, если реальный мир непознаваем, о нем нельзя делать никаких утверждений. Преформа-ция разума относительно действительно­сти необходима, вне зависимости от того, собираемся ли мы сказать о ней что-то по­ложительное или отрицательное. Мы да­же не можем мыслить о действительно­сти, что она не поддается осмыслению. Также, если кто-то выдвигает аргумент, что агностицизму вовсе не нужно делать какое-либо утверждение в отношении действительности, поскольку он просто определяет необходимые пределы нашего возможного знания, то можно показать, что даже эта попытка содержит внутрен­нее противоречие, поскольку сказать, что нельзя знать больше лежащего за преде­лами явлений или видимости, значит, провести пограничную линию, которую нельзя преступить. Однако нельзя очер­тить такие устойчивые пределы, не пре­ступая их. Нельзя утверждать, что явле­ние заканчивается здесь, а действитель­ность начинается там, если не видеть, хоть на некоторое расстояние, находяще­еся по другую сторону. Другими словами, как можно знать, в чем состоит различие между явлением и действительностью, если не знать и то, и другое, чтобы их сравнивать? (Geisler, CA, 21)

Г. А. Притчард отвечает на аргумент, что действительность — это то, что мы знаем о ней:

Фундаментальное возражение в ответ на такой ход мысли состоит в том, что это противоречит самой природе познания. Познание безоговорочно предполагает, что известная нам действительность су­ществует независимо от знания о ней и что нам известно об этой ее независимо­сти. Просто невозможно думать, что лю­бая действительность зависит от нашего или от любого другого знания о ней. Если знанию должно быть, должно сначала быть нечто, что нужно познавать. Други­ми словами, познание, по существу, есть открытие или обнаружение того, что уже есть. Если действительность может суще­ствовать или возникать только вследст­вие некоей деятельности или процесса со стороны разума, то эта деятельность или процесс будут не «познанием», а «постро­ением» или «созданием», но, в конечном счете, построение и познание должны быть признаны взаимоисключающими (Pritchard, KTK, 118).

Этьен Жильсон заявляет, что «вопреки идеалистическому тезису, можно знать, соответствуют наши идеи вещам или нет» (Gilson, PSTA, 275).

Пол Карус пишет о проблеме, с которой сталкивается агностицизм, когда катего­рии разума не являются одновременно категориями действительности: «Когда Кант отрицает, что пространство и время объективны, он теряется и сам себе проти­воречит. Либо он должен сказать, что про­странство и время ограничены пределами тела думающего субъекта, что является абсурдом, либо он должен приписать их предмету как вещи-в-себе, что противоре­чит его собственной теории, согласно ко­торой время и пространство относятся не к вещам-в-себе, но лишь к явлениям» (Carus, ЕКР, in Kant, PFM, 233).

Мортимер Адлер обращает внимание на следующее заблуждение идеализма: «Платон и Декарт, а позже также Кант и Гегель, заходят слишком далеко в своем разделении этих двух миров — чувствен­ного и мыслимого. Это проистекает из приписывания ими разуму автономии, которая делает его функционирование в некоторых или во всех отношениях неза­висимым от чувственного опыта.

Это приводит Платона и Декарта к на­делению разума врожденными идеями — идеями, которые никоим образом не про­истекают из чувственного опыта. Транс­цендентные категории Канта — другая разновидность того же самого заблужде­ния» (Adler, ТРМ, 34).

ЗБ. Невозможно делать утверждения о существовании без утверждения чего-либо в отношении сущности (чем это является само по себе)

Аргумент может быть сформулирован следующим образом:

Другой противоречивый момент в предпо­ложении Канта — это то, что он знает, что поитепа [реальный мир в отличие от проявления мира] существует, но не зна­ет, что это. Можно ли знать, что нечто существует, ничего не зная о том, что это?.. Невозможно утверждать, что нечто существует, одновременно не заявляя че­го-либо о том, что это собой представля­ет. Даже описать это как «в себе» или «ре­альное» уже означает сказать что-то. Бо­лее того, Кант признавал, что источник явления, которое мы воспринимаем, не­познаваем. Все это информирует нас о ре­альности, а именно это — реальность, представляющая собой источник ощуще­ний, которые мы имеем. Даже это — не­что меньшее, чем полный агностицизм (Geisler, CA, 21-22).

Г. А. Притчард утверждает, что «по­скольку знание проистекает из действи­тельности, отделяясь от нее в процессе по­знания, утверждение, что действитель­ность зависит от разума, представляет со­бой утверждение в отношении вещи, кото­рая в себе, но отделена от той, которая по­знается» (Pritchard, KTK, 121).

«Это общий корень, — полагает Этьен Жильсон, — от которого произрастают и чувствительность, и понимание; об этом корне Кант говорит, что он существует, но мы не знаем, какой он, и потому мы долж­ны в конце концов выкопать его и вынести на свет. Вкратце говоря, если мы не хотим, чтобы он оставался в качестве инородного тела, произвольно внедренного в постижи­мый мир понимания, действительность должна быть категорически отклонена или, иначе, принята a priori подобно всему остальному» (Gilson, BSP, 132).

Жильсон продолжает: «Действитель­ности в критике Канта присутствует и слишком много, и недостаточно. Слиш­ком много — потому что она, как и в слу­чае с Юмом, представляется таким же произвольным образом. Недостаточно — потому что она настолько непостижима, что в критическом идеализме Канта ее практически не больше, чем было в абсо­лютном идеализме Беркли» (Gilson, BSP, 134-135).

Пол Карус отмечает: «Поэтому, прини­мая, что рисуемая ощущениями в нашей интуиции картина мира представляет со­бой субъективное явление... мы утвер­ждаем, в отличие от Канта, что его фор­мальные начала представляют собой функцию, которая присуща действитель­ности в качестве формы действительно­сти.

Принимая форму как чисто субъектив­ную, Кант превращает, несмотря на все свои утверждения, все идеи, все мысли, всю науку в чисто субъективное самодо­вольство. Он — больше идеалист, чем Бер­кли. Наука может считаться объектив­ным методом познания, только если зако­ны формы — объективные черты действи­тельности» (Carus, ЕКР, in Kant, PFM, 210).

Карус делает вывод: «Если вещи-в-себе означают объективные вещи, то есть ве­щи, независимые от нашего восприятия, мы должны отрицать, что они непознавае­мы» (Carus, ЕКР, in Kant, PFM, 236).

Рудольф Г. Бендес утверждает, что идея бытия соответствует действительно­сти:

Какую мы можем иметь уверенность в объективности идеи бытия? Откуда мы знаем, что она соответствует действитель­ности, не имея возможности сравнить ее с непознаваемой вещью-в-себе в силу того, что последняя непосредственно недосяга­ема? Эта трудность ни в коем случае не но­ва — она была отмечена и опровергнута не только Фомой Аквинским, но и до него Аристотелем. Характерная тенденция со­временной мысли состоит в том, чтобы де­лить и отделять. Ее фатальная ошибка в области эпистемологии состоит в том, чтобы отделять познанные предметы не­посредственно от самой вещи, а затем бес­помощно пытаться ликвидировать про­пасть между субъектом и объектом (Ban­das, СРТР, 62).

Далее Бендес отмечает универсальность идеи бытия:

Идея бытия применима ко всей действи­тельности — фактической или возмож­ной, настоящей, прошлой или будущей. Она применима к любой стадии действи­тельности.. . Никакое утверждение не воз­можно без бытия. Отделить себя от влия­ния бытия означало бы совершить интел­лектуальное самоубийство и обречь себя на вечное молчание. Любой, кто употреб­ляет глагол «быть» и делает утверждение, а также тот, кто более догматичен и кате­горичен, чем большинство наших совре­менников, обязательно принимает фило­софию бытия со всеми ее следствиями, значениями и ответвлениями (Bandas, СРТР, 346).

В «Кембриджском философском слова­ре» Панайот Бучваров утверждает, что ес­ли агностик не говорит о сущности, он на­талкивается на два нежелательных за­ключения:

Принимать возражение [о том, что мы не можем сформировать никакого понятия реальных предметов] может означать, что мы не можем иметь никакого знания о ре­альных предметах как они есть, что эта истина не должна пониматься как соот­ветствующая таким предметам. Однако, само по себе, это имеет далеко идущие по­следствия: либо 1) мы должны принять явно абсурдный взгляд, что никаких ре­альных предметов не существует... по­скольку мы едва поверим в реальность чего-то, в отношении чего не можем сфор­мировать вообще никакого понятия, либо 2) мы должны столкнуться с, по-видимо­му, безнадежной задачей решительного изменения в том, что мы подразумеваем под «действительностью», «понятием», «опытом», «знанием», «истиной» и очень многим другим (Butchvarov, MR, цит. по: Audi, CDP, 488).

Бучваров отмечает: «Если понимание нами независимого пространственно-вре­менного мира с неизбежностью субъек­тивно, у нас нет причин утверждать, что такой мир существует, особенно с учетом того, что представляется внутренне про­тиворечивым говорить о понятии, которое не зависит от наших понятийных способ­ностей» (Butchvarov, MR, цит. по: Audi, CDP, 490).

4Б. Эпистемология Канта не может раскрывать действительность, поскольку она не берет начало в действительности

Как мы отметили во введении к данной главе, неправильно начинать с разума в надежде найти путь к раскрытию дейст­вительности.

Ф. Г. Паркер отмечает, что правильно начинать с действительности: «Извест­ные факты... не зависят от того, что они известны, касается ли это их природы или существования; знание зависит от познан­ных фактов» (Parker, RAK, цит. по: Houde, PK, 48).

Этьен Жильсон раскрывает дилемму, с которой сталкивается идеалист, соверша­ющий подобную ошибку:

Самое большое различие между реали­стом и идеалистом заключается в том, что идеалист думает, в то время как реалист знает. Думать для реалиста означает про­сто организовывать определенные преды­дущие действия по познанию или раз­мышлять над их содержанием. Он никог­да не сделает мысль отправной точкой своих размышлений, поскольку для него мысль возможна только там, где сначала существует определенное знание. По-. скольку идеалист продвигается от мысли к вещам, он не в состоянии знать, соответ­ствует ли его отправная точка предмету или нет. Если он спросит реалиста, как со­единить предмет с мыслью, от которой он отталкивается, последний должен сразу ответить, что сделать это невозможно и что, по существу, именно в силу этого он и не является идеалистом. Реализм, наобо­рот, исходит из познания, то есть отталкивается от действия ума, которое, по су­ти, состоит в постижении предмета. Та­ким образом, для реалиста вопрос пред­ставляет не неразрешимую проблему, но псевдопроблему, что явно не то же самое (Gilson, VMYR, цит. по: Houde, PK, 386).

Жильсон делает следующее предупре­ждение тем, кто вступает в дискуссию с идеалистом:

Нужно всегда помнить, что невероятно­сти, которыми идеализм пытается за­гнать реализм в угол, — продукт самого идеализма. Когда он подначивает нас сравнить познанную вещь с самой вещью, он лишь демонстрирует снедающий его внутренний изъян. Для реалиста нет ни­какого «noumenon» [вещи-в-себе] в том смысле, в какой его понимает идеалист. Познание предполагает присутствие са­мой вещи в разуме. Нет никакой нужды предполагать нечто, стоящее за вещью, присутствующей в разуме, — таинствен­ный и непостижимый дубликат, который был бы вещью вещи в разуме. Знать — это не понимать вещь, как она находится в мысли, но понимать вещь в мысли, как она есть (Gilson, VMYR, цит. по: Houde, PK, 388).

5Б. Достоверность априорных заключений Канта опровергается научными открытиями

A priori означает «независимое от опы­та» . Мортимер Адлер поясняет, что Кант сделал с априорными синтетическими су­ждениями: «Кант наделил человеческий разум трансцендентальными формами чувственного восприятия или интуицией (формами пространства и времени), а так­же трансцендентальными категориями понимания. Это означает, что разум ис­пользует эти трансцендентальные формы и категории в опыте, тем самым создавая картину и характер опыта, которым мы располагаем» (Adler, ТРМ, 96). Иными словами, разум может знать действитель­ность только лишь в соответствии с этими априорными категориями. Это означает, что единственный для нас способ судить, соответствует ли нечто действительности (являясь истинным), — это основываться на этих априорных категориях, а не на на­шем опыте самой действительности.

Адлер поясняет, что мотивом Канта бы­ло упрочение евклидовой геометрии, арифметики и ньютоновой физики как примеров априорных заключений о фор­мировании действительности. Однако Ад­лер напоминает нам, что:

хватило трех исторических событий, что­бы продемонстрировать, насколько иллю­зорной оказалась точка зрения, в которой он так преуспел.

Открытия и развития неевклидовой гео­метрии и современной теории чисел долж­но хватить, чтобы продемонстрировать, насколько умозрительным оказалось вне­дрение Кантом трансцендентальных форм пространства и времени, которые контро­лируют наше чувственное восприятие и придают смысл и действенность евклидо­вой геометрии и простой арифметике.

То же самое относится и к замене ньюто­новой физики [Вселенная — гигантский механизм. Бог находится вне его.] совре­менной физикой относительности. Допо­лнение вероятностных или статистичес­ких законов к причинно-следственным законам, развитие физики элементарных частиц и квантовой механики также в до­статочной мере демонстрируют, насколь­ко абсолютно надуманным было внедре­ние Кантом трансцендентальных катего­рий для придания действенности и непо­колебимости ньютоновой физике.

Адлер делает вывод: «Остается загад­кой, как в XX столетии можно всерьез воспринимать трансцендентальную фило­софию Канта, даже при том, что она неко­торыми сторонами может постоянно оста­ваться привлекательной как необычайно искусное и изобретательное порождение ума» (Adler, ТРМ, 97-98).

Пол Карус подводит итог: «Если не осу­ждать науку как каприз человеческого разума, мы должны допустить, что, не­смотря на несовершенство отдельного уче­ного, идеал науки (который состоит в опи­сании вещей в их объективном бытии) по­лучает оправдание и может реализовываться во все большей степени» (Carus, ЕКР, in Kant, PFM, 236).





1 koment:

madeleneatherly tha...

8bit Casino: $25 Welcome Bonus and 200 Free Spins
8bit Casino has been in the online 광양 출장마사지 casino game business for over 당진 출장안마 two decades and 목포 출장마사지 is 충청남도 출장안마 now one 당진 출장마사지 of the most recognized names in the business.