Познаваемость истиныОбзор главы
Введение: познаваема ли истина? Познаваемость истины
Начала познания
Начальные принципы как самоочевидное основание любого познания
Начальные принципы познания вытекают из основополагающего свойства реальности —
ее бытия (существования) Перечень начальных принципов Надежность начальных принципов
Начальные принципы неоспоримы и не требуют доказательств Возражения, выдвигаемые против начальных принципов
1А. ВВЕДЕНИЕ: ПОЗНАВАЕМА ЛИ ИСТИНА?
Определив истину как соответствие наших мыслей или слов объективной реальности, мы должны теперь представить доказательства возможности установления факта такого соответствия, то есть познания истины. Это означает, что для определения соответствия наших мыслей или слов реальности нам надо сначала иметь возможность познать реальность.
Область философии, изучающая методы познания, называется эпистемологией. В нашем случае будет достаточно представить доказательства, что мы действительно знаем реальность; на этом этапе нет необходимости подробно объяснять, как это произошло. Следовательно, доказательства, которые мы приводим ниже, касаются вопроса не откуда мы знаем, а знаем ли мы вообще.
Это очень важное различие, ибо большинство современных философов, отрицающих возможность познания реальности и в конечном счете истины, совершают ошибку, выстраивая эпистемологические системы для объяснения, как мы можем познать реальность без предварительного осознания, что мы, по сути, уже знаем ее. Начав с рассмотрения разума и поняв, что они не способны построить мост, соединяющий с реальностью, они затем заявляют, что мы не можем познать реальность. Это все равно, что рисовать дорожную карту, не посмотрев сначала на дороги, а потом заявлять, что мы не можем знать, как добраться из Чикаго в Нью-Йорк!
В этой главе мы представим доказательства тому, что мы знаем реальность и тем самым можем познать истину — истину, соответствующую реальности.
2А. ПОЗНАВАЕМОСТЬ ИСТИНЫ
1Б. Начала познания
Начала, или первопричины, служат основанием для любых выводов в области знания, научных или философских.
Аристотель указывал, как начала соотносятся с доказательствами. Он сказал, что «доказательство следует вести из предшествующего и более известного» (Aristotle, АР, 1.3.72b.25). «Для всего без исключения доказательства быть не может (ведь иначе приходилось бы идти в бесконечность, так что и в этом случае доказательства не было бы)» (Aristotle, M, 4.4.1006а).
Фома Аквинский пояснял значение термина принцип. «Принципом мы называем то, из чего что-либо так или иначе исходит» (Aquinas, ST, 1.31.1). Начальный принцип, по словам Фомы Аквинского, «означает не приоритет [по времени], а основание» (Aquinas, ST, 1.31.1).
Джеймс Салливан определяет начальные принципы как «самые общие, какие только могут быть, и самые очевидные положения, которые находятся на не сравнимом ни с какими другими уровне доказательности и которые подспудно присутствуют в любом суждении» (Sullivan, EFPTB, 33).
Профессор Гейслер заявляет, что начальный принцип — это отправная точка, из которой можно выводить заключения в конкретной области знаний или реальности. Начальные принципы — это необходимые составляющие любого знания, но они не подменяют собой сути самого знания.
Начальных принципов так же много, как и областей знания или реальности. Коль скоро из начального принципа вытекает все остальное, что к нему относится, начальные принципы познания служат базовыми предпосылками, из которых вытекает все остальное в области познания (Geisler, ТА, 72-73).
Для получения точного знания должна быть отправная точка, надежность которой не вызывает сомнений. Эта отправная точка служит основанием познания и не нуждается в дополнительном доказательстве своей истинности. Именно в этом заключается смысл начального принципа.
Л. М. Реджис пишет: «Таким образом, начальный принцип — первый среди первых». Он продолжает: «Выражение начальный принцип, следовательно, надо понимать как некий набор оценок, с помощью которых разум видит взаимосвязь между несколькими первостепенными понятиями, взаимосвязь, которая побуждает его либо идентифицировать их путем подтверждения, либо разделить путем отрицания» (Regis, E, 378).
2Б. Начальные принципы как самоочевидное основание любого познания
Под «самоочевидностью» мы имеем в виду, что они не требуют доказательств. Они сами свидетельствуют о своей истинности. Следовательно, начальные принципы не выводятся из других принципов и служат основанием любого познания.
Фома Аквинский утверждал, что у доказательства должен быть исходный пункт: «Если бы в доказательствах происходило бесконечное движение назад, они были бы невозможными, поскольку истинность доказательства демонстрируется сведением его к исходному принципу доказательства» (Aquinas, CMA, 224).
Фома Аквинский писал, что знание должно основываться на том, в чем вы уверены: «Совершенное знание требует уверенности, поэтому о нас нельзя сказать, что мы знаем, если мы не знаем, что иначе быть не может» (Aquinas, PH, 1.8).
Несколько иначе ту же самую мысль формулирует Гейслер: «Чтобы получить уверенность, знание в конечном счете должно основываться на определенных неоспоримых принципах» (Geisler, ТА, 71).
Он подводит итог: «Неразумно пытаться обосновать их. Следовательно, человек не может проявлять "непредубежденность" в вопросе об их истинности. Без них у него не может быть даже какого-то определенного мнения» (Geisler, ВЕСА, 259).
Джордж Мавроудз отмечает, что начальные принципы имеют большее значение, нежели связанные с ними умозаключения. Он делает вывод, что «если и есть вообще какое-то знание, оно должно проистекать из определенного источника, а не строиться просто на умозаключениях» (Mavrodes, BG, 49).
К. С. Льюис подтверждает точку зрения, что «начальные принципы играют основополагающую роль в любом познании и в любых умозаключениях. Их отрицание равнозначно отрицанию самого знания; попытки увидеть что-то сквозь начальные принципы не имеют смысла. Если вы видите сквозь все, значит, все прозрачно. Но полностью прозрачный мир — это невидимый мир. "Видеть сквозь" все — то же самое, что не видеть ничего» (Lewis, AM, 87).
Профессор Джеймс Салливан утверждает, что бесконечного движения назад в доказательствах быть не может:
В действительности порядок рассуждений требует, чтобы у цепочки было начало. Ибо доказательства выводятся на основании посылок, которые либо сами не требуют доказательств, либо могут быть доказаны посредством других посылок. Бесконечного движения назад не может быть даже в логических рассуждениях. Если в цепочке нет самоочевидной посылки, она вся бездоказательна. Как бы далеко назад человек ни углублялся, все равно будет оставаться посылка, которую надо доказать. Но при демонстрации доказательства человек должен в конечном счете дойти до самоочевидной предпосылки (Sullivan, EFPTB, 25-26).
ЗБ. Начальные принципы познания вытекают из основополагающего свойства реальности — ее бытия (существования)
Наш разум по своей природе знает бытие и его свойства, и это знание коренится в знании начал (Фома Аквинский).
Фома Аквинский утверждал, что в первую очередь мы познаем бытие: «В той реальности, которая познается всеми, необходимо найти определенный порядок. Ибо в первую очередь мы получаем представление о бытии, которое включает в себя все, что постигает человек» (Aquinas, ST, 1.2.94.2).
С этим соглашается Рудольф Бендес: «Как только мы соприкасаемся с реальностью, что бы при этом ни пробуждало наши чувства, первое понятие, которое мы осознаем, — понятие бытия» (Bandas, СРТР, 60).
Бендес поясняет, что мы постигаем не просто представление о бытии, но само бытие: «Непосредственно доступен нам только материальный мир, и в нем мы должны раскрыть метафизические истины, даже самые высокие. Это подлинная метафизика, потому что это метафизика реальности, бытия как такового; ее объектом служит не представление о бытии (в кантовском смысле), но бытие, о котором мы имеем представление» (Bandas, СРТР, 34).
Фома Аквинский писал, что «наш разум по своей природе знает бытие и его свойства, и это знание коренится в знании начал» (Aquinas, CG, 2.83).
Мортимер Адлер указывает, что не реальность сообразуется с разумом, а разум с реальностью:
В основании определения [соответствия реальности] истины и ложности лежат два допущения, сделанные Аристотелем и Фомой Аквинским, которые я считаю оправданными и логичными с философской точки зрения.
Первое из них заключается в том, что существует реальность, независимая от человеческого разума, с которой разум может либо сообразовываться, либо нет. Иными словами, наши мысли не создают и ни в коей мере не затрагивают то, о чем мы думаем.
Оно остается тем же самым, независимо от того, что мы о нем думаем и думаем ли вообще.
Второе допущение заключается в полной определенности этой независимой реальности. В этом выражается Аристотелев метафизический принцип противоречия. Ничто не может существовать и не существовать в одно время. Все существующее не может одновременно иметь и не иметь те или иные атрибуты (Adler, TR, 133).
Рудольф Бендес указывает, что нам не надо «думать» о начальных принципах, мы просто воспринимаем их существование: «Эти фундаментальные и первостепенные принципы разум самопроизвольно воспринимает просто как существующие» (Bandas, CPTP, 66).
В следующем разделе мы увидим, что начальные принципы могут сводиться к принципу непротиворечия (называемому также принципом противоречия). Бендес отмечает взаимосвязь между реальностью, бытием, процессом познания и принципом непротиворечия:
Если бы в понятии бытия не был заключен онтологический смысл [реальное бытие], принцип противоречия был бы законом логики, но не обязательно реальности. Но такое предположение немыслимо даже с субъективистской точки зрения: понятие бытия абсолютно простое, и ничто не может соответствовать ему лишь частично. Все, что соответствует ему, есть бытие; все, что не соответствует, есть небытие. Наш разум в процессе познания действует по сути целенаправленно и соотносится с бытием. Если эта взаимосвязь отрицается, все становится невразумительным (Bandas, CPTP, 65).
4Б. Перечень начальных принципов (см. Regis, Е, 381-403; Sullivan, EFPTB, 51-96; Geisler, ВЕСА, 250-253; Geisler, ТА, 73-74).
Каждый из нижеследующих принципов относится к сфере бытия (онтология) и применим в сфере познания (эпистемология).
1В. Идентичность (Б есть Б)
Бытие: «Любая вещь должна быть идентичной себе. В противном случае она не была бы собой» (Geisler, ВЕСА, 250).
Познание (вывод): Бытие постижимо. В противном случае мы не могли бы получить представления ни о чем (Regis, E, 395).
2В. Непротиворечие (Б не есть не-Б)
Бытие: «Бытие не может быть небытием, ибо это прямо противоположные понятия. А противоположности не могут быть равнозначными» (Geisler, ВЕСА, 251).
Познание (вывод): Этот принцип выражается по крайней мере двояким образом:
1) невозможно, чтобы противоречащие друг другу заявления были истинными;
2) если одно из них истинное, другое неизбежно ложное (Regis, E, 388-89).
ЗВ. Исключение третьего (либо Б, либо не-Б)
Бытие: «Коль скоро бытие и небытие — противоположные (несовместимые) понятия, а противоположности не могут быть одним и тем же, в "расселинах" между ними не может скрываться ничего другого. Может быть либо бытие, либо небытие» (Geisler, ВЕСА, 251).
Познание (вывод): Суждение может быть либо истинным, либо ложным (Geisler, ТА, 73).
4В. Каузальность
(не-Б не может породить Б)
Бытие: «Породить бытие может только бытие. Нереальности не существует, и только уже существующее может быть причиной бытия, ибо в самом понятии "причина" подразумевается нечто существующее, которое может производить что-то еще. Из абсолютно ничего не возникает абсолютно ничего» (Geisler, ВЕСА, 251).
Познание (вывод): Истинность не каждого суждения основывается на другом суждении. Истинность любого не самоочевидного утверждения зависит от истинности утверждения, не требующего доказательств (Geisler, ТА, 74).
5В. Цель (у любой действующей силы есть конечная цель)
Бытие: У любой действующей силы есть конечная цель (Regis, E, 399).
Познание (вывод): «Любое утверждение преследует ту или иную цель; необходимо, чтобы в нем заключался какой-то смысл; разум должен передавать что-то осмысленное» (Geisler, ТА, 74).
В. Начальные принципы могут сводиться к принципу непротиворечия
Профессор Гейслер показывает, как все вышеуказанные принципы можно свести к принципу непротиворечия:
Первостепенность принципа непротиворечия очевидна, поскольку принципы идентичности и исключения третьего занимают подчиненное ему положение. Ведь если бы противоречия были возможны, какой-то вещи не обязательно надо было бы быть идентичной себе (идентичность), а противоположностям отличаться друг от друга (исключение третьего). Принцип каузальности тоже можно свести к принципу непротиворечия, ибо при здравом рассмотрении понятий было бы противоречием утверждать, что вторичное существо может появиться случайно и без всякой причины. Равным образом, принцип цели основывается на принципе непротиворечия, поскольку в противном случае бытие могло бы передавать нечто иное, нежели бытие, а рассудок — нечто безрассудное (Geisler, ТА, 76).
Аристотель постулирует два критерия самого надежного принципа: «Самое достоверное из всех начал — то, относительно которого невозможно ошибиться, ибо такое начало должно быть наиболее очевидным (ведь все обманываются в том, что не очевидно) и свободным от всякой предположительности... Это, конечно, самое достоверное из всех начал, к нему подходит данное выше определение. Конечно же, не может кто бы то ни было считать одно и то же существующим и не существующим... ведь по природе [это доказательство] начало даже для всех других аксиом» (Aristotle, M, 4.3. 1005b, курсив —Д.М.).
Кроме того, Аристотель заявляет: «Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя, и на этом основании показали, что это самое достоверное из всех начал» (Aristotle, M, 4.4.1006а).
Фома Аквинский резюмирует мысль об основополагающей природе закона непротиворечия, открытого Аристотелем:
«Никто не может даже помыслить, — говорит Аристотель, — чтобы одна и та же вещь существовала и не существовала». Думать так значило бы утверждать и отрицать на одном дыхании. Это означало бы разрушение языка общения, отрицание всей материальной субстанции, всей истины, всякого понятия о вероятности и
всех уровней вероятности. Это было бы подавлением всех желаний, все едва начавшиеся дела исчезали бы, ибо если противоречия и противоположности идентифицируются [становятся равнозначными], тогда исходный пункт отождествляется с конечным и нечто считающееся движущимся доходит до конца еще до начала движения (Aquinas, M, 4.3).
Тем самым Фома Аквинский выражает согласие, что «первый не требующий доказательств принцип заключается в том, что одно и то же нельзя одновременно утверждать и отрицать, и он основывается на понятиях бытия и небытия: на этом принципе основываются все остальные» (Aquinas, ST, 1.2.94.2).
Тогика истины та же самая во всех заявлениях об истине — утверждениях, что то или иное справедливо оценивается в них как истина и что все противоречащие этому суждения ложны. Это может выражаться в доказательстве математической теоремы, в научном обобщении, в выводах исторического исследования, в философском принципе или в догмате религиозной веры (Мортимер Адлер).
Мортимер Адлер отмечает, что непротиворечие, бытие и реальность соотносятся друг с другом: «Среди начальных принципов греческой логики фигурирует закон, регулирующий определение истинности или ложности несовместимых суждений: либо оба не могут быть истинными и оба могут быть ложными, либо одно из них истинно, а другое, следовательно, ложно. В основе этого закона лежит онтологическая аксиома — истина о реальности, — которую греки считали не требующей доказательств, а именно: ничто не может существовать и не существовать одновременно» (Adler, TR, 70, 71).
Рассматривая перечень начальных принципов, мы видим, что в них есть как онтологический аспект (состояние бытия), так и эпистемологический (связанный с познанием). Адлер отмечает важное различие между ними в законе непротиворечия: «В основе закона противоречия как заявления о самой реальности лежит закон противоречия как принцип мышления. Закон противоречия как заявление о реальности описывает,
Реджинальд Гарригу-Лагранж отмечает универсальность принципа непротиворечия: «В соответствии с традиционной реалистической точкой зрения, сформулированной Аристотелем и Фомой Аквинским, в мире сознания существует всеохватывающая система представлений, причем не на формальном, а на фундаментальном уровне, и среди самых распространенных представлений на первом месте стоит представление о бытии, на котором основывается принцип противоречия» (Garrigou-Lagrange, R, 372-373).
Адлер добавляет: «Логика истины та же самая во всех заявлениях об истине — утверждениях, что то или иное справедливо оценивается в них как истина и что все противоречащие этому суждения ложны. Это может выражаться в доказательстве математической теоремы, в научном обобщении, в выводах исторического исследования, в философском принципе или в догмате религиозной веры» (Adler, TR, 10).
Адлер демонстрирует самоочевидную природу непротиворечия:
Закон противоречия как заявление о реальности провозглашает то, что сразу же становится очевидным здравому смыслу. Вещь — какой бы она ни была — не может одновременно существовать и не существовать. Либо она есть, либо ее нет, но того и другого быть не может. У вещи не может одновременно быть и не быть какого-то атрибута. Например, яблоко, которое я рассматриваю в руке, не может быть красным и некрасным по цвету.
Это настолько очевидно, что Аристотель назвал закон противоречия самоочевидным. Самоочевидность означала для него неоспоримость. Невозможно представить себе, что яблоко может быть одновременно красным и некрасным (Adler, AE, 140).
5Б. Надежность начальных принципов
1В. Самоочевидность начальных принципов
Для осознания истинности начальных принципов над ними не надо размышлять; их истинность становится очевидной (самоочевидной), как только мы начинаем понимать термины в утверждении. Очевидность показанных выше пяти принципов несомненна, или же их можно привести к ней. Еще один классический пример — утверждение, что «целое больше отдельных частей». Как только мы осмысливаем, что такое «целое» и что такое «части», мы тотчас понимаем, что утверждение истинно. «Тотчас» в данном случае не означает быстро, имеется в виду скорее, что это происходит без участия мыслительного процесса, то есть нам не надо обдумывать утверждение для признания его истинным.
Фома Аквинский писал, что разум «не может ошибаться в отношении тех заявлений, которые становятся понятными, как только осознается их смысл, как и в случае с начальными принципами, служащими основанием для выводов, научная несомненность которых несет отпечаток непогрешимости истины» (Aquinas, ST, 1.85.6).
Фома Аквинский также утверждал: «Рассудок всегда прав в отношении начальных принципов; он не обманывается в них по той же самой причине, по которой он не обманывается в том, что собой представляет та или иная вещь. Самопознаваемые принципы — те, которые усваиваются, как только становятся понятными термины на основании факта, что в определении содержится предикат» (Aquinas, ST, 1.17.3).
Начальные принципы самоочевидны (то есть сами демонстрируют свою истинность). В отношении самоочевидных утверждений ошибиться невозможно, поэтому невозможно ошибиться и в вопросе о начальных принципах.
Скотт Мак-Дональд отмечает, что прямые утверждения отражают реальность, они служат основанным на фактах базисом любого вывода, и в их отношении ошибиться невозможно:
Следовательно, характеристика прямого утверждения основывается на наличии в нем конкретных фактов и их взаимосвязи, то есть на базовой структуре мира, а не на психологии или системе убеждений субъекта познания. Таким образом, не выводимые логическим путем суждения заключаются в прямом осознании конкретных фактов, служащих обоснованием истинности утверждения. Когда в утверждении выражается конкретный факт такого рода, человек может отстаивать его без всяких сомнений
Смысл высказывания Мак-Дональда сводится к тому, что прямые утверждения не проходят через фильтр какой бы то ни было системы убеждений. Об этом важно будет помнить, когда мы перейдем к критике бессмысленных по своей сути заявлений тех, кто отрицает возможность познания этой истины. Мы увидим, что при наличии всех своих философских систем сами философы не могут уйти от реальности и от принципа непротиворечия. Они хотят пропускать реальность через фильтр своей системы, но в случае с начальными принципами реальность не допускает этого.
2В. Разум предрасположен к истине
Фома Аквинский писал, что разум предрасположен к истине: «Постижение истины происходит в интересах разума, это его естественная предрасположенность; и подобно тому, как объекты без знания движутся к своему концу, не зная об этом, так и человеческий рассудок порой стремится к истине, хотя и не понимает ее природы» (Aquinas, P, 10.5).
Фома Аквинский заметил, что у разума инстинктивная потребность в истине. Он объяснил, что он имел в виду под этим: «Естественная потребность — это склонность к чему-то, которую каждая вещь имеет по своей природе; следовательно, в силу естественной потребности каждая сила стремится к тому, что ей соответствует» (Aquinas, ST, 1.78.1).
Мортимер Адлер вносит ясность, уточняя, что у нас может быть уверенность не во всей истине, а только в самоочевидных истинах:
Человеческий разум схватывает истину в той мере, в какой его суждения согласуются или соотносятся с реальностью — с тем, что собой представляют или не представляют вещи. Это не означает, что человеческий разум может твердо, окончательно и безошибочно усваивать любую истину, и я лично думаю, что твердо, окончательно и безошибочно наш разум схватывает относительно небольшое число самоочевидных истин. Но как бы то ни было, надо признать, что истина в принципе постижима, даже если мы фактически можем так и не постичь ее (Adler, TR, 116-17).
6Б. Начальные принципы неоспоримы и не требуют доказательств
1В. Начальные принципы неоспоримы
Надо сразу же прояснить, что мы намерены сказать по этому поводу. Говоря, что начальные принципы неоспоримы, мы собираемся не приводить тому позитивные доказательства, а скорее доказать от противного, что их невозможно опровергнуть.
Джеймс Салливан резюмирует аргументацию Аристотеля о неоспоримости принципа непротиворечия. Он приводит список из восьми неизбежных выводов (см. таблицу ниже).
ВОСЕМЬ ПОСЛЕДСТВИИ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНА НЕПРОТИВОРЕЧИЯ
1. Отрицание необходимости и обоснованности принципа противоречия означало бы лишение
слов устойчивого смысла и делало бы речь невразумительной.
2. От представления о реальности сущностей надо было бы отказаться; становление без форми
рования чего бы то ни было; полет без птицы; акциденции без субъекта, к которому они относятся.
3. Не было бы никакого различия между вещами. Все было бы едино. Корабль, стена, человек были
бы одним и тем же.
4. Это означало бы уничтожение истины, ибо между истиной и ложностью не было бы больше различия.
5. Это лишило бы смысла любые мысли и точки зрения, ибо в самих утверждениях содержалось бы
их отрицание.
6. Желания и предпочтения стали бы бессмысленными, ибо не было бы различия между добром и
злом; не было бы никаких оснований возвращаться домой, так как дом не отличался бы оттого места,
где человек в данный момент находится.
7. Все было бы в одно и то же время одинаково истинным и ложным, и никакая точка зрения не
была бы хоть в какой-то степени менее правильной.
8. Любое становление, изменение или движение были бы невозможными. Ибо в них подразуме
вается переход из одного состояния в другое, но если принцип противоречия ложен, все состояния
бытия становятся одинаковыми. (Sullivan, EFPTB, 121-22)
Авиценна, писал Иоанн Дуне Скот, предложил еще одно испытание для тех, кто отрицает начальные принципы. «Тех, кто отрицает основополагающие принципы, следует бить или жечь в огне, пока они не признают, что гореть и не гореть, быть битым и небитым — не одно и то же» (Avicenna, M, цит. по: Scotus, PW. 10).
Реджинальд Гарригу-Лагранж отмечает абсурдность такого представления:
Если принцип противоречия не абсолютен, формулировка самого Декарта [«Я мыслю, следовательно, я существую»] теряет реальный смысл и превращается просто в психический феномен. Если я отрицаю этот принцип, значит, я могу сказать: «Возможно, я одновременно мыслю и не мыслю, возможно, я существую и не существую, возможно, это я и не я, возможно, "я мыслю" — безличное предложение наподобие "идет дождь" ». Без понимания абсолютности противоречия я не могу осознать объективное существование самого себя (Garrigou-Lagrange, R, 372).
Для опровержения начального принципа надо использовать тот же начальный принцип, что само по себе абсурдно.
Начальные принципы неопровержимы, или их можно свести к неопровержимому. Они либо самоочевидны, либо сводятся к самоочевидному. А самоочевидные принципы либо истинны по своей природе, либо неопровержимы, поскольку предикат сводится к субъекту. Соответствие предиката субъекту означает, что принцип нельзя опровергнуть, не используя его самого. Например, принцип непротиворечия невозможно опровергнуть без использования в опровержении его самого (Geisler, ВЕСА, 250).
С этим согласен рабби Захариас: «Проигнорировать или обойти эти законы никак нельзя, ибо на самом деле для их опровержения требуется использование их самих» (Zacharias, CMLWG, 11).
Джозеф Оуэне отмечает также, что непротиворечие невозможно опровергнуть даже мысленно: «Как бы вы ни пытались опровергнуть его на словах, вы не можете опровергнуть его в ваших мыслях. В любой попытке его отрицания содержится его утверждение. Его невозможно подвергнуть сомнению или скорректировать. Это утверждение, в котором выражается бытие, немедленно воспринимаемое в вещах через внешние чувства и внутри самого человека через его сознание» (Owens, ECM, 269-70).
Мортимер Адлер заявляет, что здравый смысл относится к непротиворечию как к несомненному атрибуту реальности: «Здравый смысл без малейших колебаний признает, что конкретная вещь в определенное время либо существует, либо не существует, что какое-то событие либо произошло, либо не произошло, что рассматриваемая вещь либо обладает, либо не обладает определенными свойствами или атрибутами. Такой взгляд на реальность, которой наши убеждения или суждения могут соответствовать или нет, присущий здравому смыслу, отнюдь не выглядит возмутительным или ошибочным» (Adler, SGI, 36).
2В. Начальные принципы не требуют доказательств
Необходимо пояснить, что мы не хотим представить отсутствие необходимости доказательства исключительным признаком исходных принципов; мы лишь хотим сказать, что этот признак относится к ним. Не следует забывать, что у начальных принципов нет другого признака, кроме них самих — они самоочевидны. Они служат основанием для всех других доказательств и аргументов.
Тех, кто отрицает основополагающие принципы, следует бить или жечь в огне, пока они не признают, что гореть и не гореть или быть битым и небитым — не одно и то же (Авиценна).
Аристотель показал, что такое «не требующее доказательств»: «Не всякое знание доказывающее, а знание неопосредованных [начал]недоказуемо. И очевидно, что это необходимо так, ибо если необходимо знать предшествующие [посылки], т. е. те, из которых исходит доказательство, — останавливаются же когда-нибудь на чем-то неопосредованном, — то это неопосредованное необходимо недоказуемо» (Aristotle, АР, 1.3. 72Ь).
Аристотель заявил: «Для всего без исключения доказательства быть не может (ведь иначе приходилось бы идти в бесконечность, так что и в этом случае доказательства не было бы)» (Aristotle, M, 4.4.1006а).
Представьте себе, что кто-нибудь, демонстрируя доказательство [какого-то вывода], приходит к умозаключению [приводит дедуктивную аргументацию] на основании доказательных (промежуточных) посылок. У этого человека либо есть доказательства этих посылок, либо нет. Если у него их нет, у него нет знания этих посылок и тем самым знания выводов, которые делаются на их основании. Но если у него есть доказательства этих посылок, он на каком-то этапе доходит до прямых и недоказуемых посылок, поскольку в доказательствах невозможно доходить до бесконечности... Доказательство может также исходить из прямой посылки или опосредованно через другую [посылку] (Aquinas, РА, 1.4.14).
Алесдейр Мак-Интайр без обиняков заявляет: «Аргументация в пользу начальных принципов не может строиться на доказательстве, ибо доказательство исходит от них самих» (Maclntyre, FP, 35).
Мортимер Адлер указывает, что нет иного свидетельства самоочевидной истины, кроме нее самой:
Истины, которые называют самоочевидными, показывают наиболее ясный пример знания в строгом смысле этого слова. Их называют самоочевидными, так как наши заявления о них не основываются на каких-то свидетельствах в их поддержку или на умозаключениях, имеющих целью продемонстрировать, что они представляют собой выводы, достигнутые путем логических рассуждений. Мы признаем их истинность прямо или непосредственно из понимания того, что в них утверждается. Мы уверены — не нас уверяют — в их истинности, потому что не можем помыслить противоположное. Мы ни в коей мере не вольны думать противоположное (Adler, SGI, 52).
7Б. Возражения, выдвигаемые против начальных принципов
1В. Начальные принципы — всего лишь западный образ мышления (см. также ниже главу о мистике)
Следует отметить бессодержательную природу этого возражения:
Говорят, что есть иной тип логики — восточная логика, в которой выражается
представление о противоречивом по своей сути характере реальности. Но попытки провести какие-то географические разграничения в любом универсальном законе логически несостоятельны. По восточной логике реальность может быть логичной и алогичной. Но если что-то может быть одновременно логичным и алогичным, в этом выражается противоречие, не имеющее смысла. Таким образом, по восточной логике в конечном счете бессмысленно все. Но если все в конечном счете бессмысленно, то бессмысленно и различие между западной и восточной логикой (Geisler and Bocchmo, WSA, n.p.).
Мортимер Адлер заявляет: «Основы логики —■ общие во всех культурах, как и в математике, с которой связаны принципы логики. Принципы логики не могут быть ни западными, ни восточными — они универсальны» (Adler, TR, 36).
Адлер поясняет, что «западное» мышление лежит в основе всех технических и прикладных наук, как на Западе, так и на Востоке:
Во всех случаях, когда используются плоды технологического прогресса, признание получают истины математики и естественных наук. Если бы основополагающие концепции математики и естественных наук были неверными, технологические процессы не могли бы успешно работать. А если основополагающие принципы математики и естественных наук истинны, значит, и базовые представления о реальности, свободные от внутренних противоречий, должны быть истинными, ибо в противном случае выводы эмпирических естественных наук не могли бы быть истинными в силу несоответствия реальности.
Адлер подводит итог: «О наличии объективной реальности, которой наши суждения могут либо соответствовать, либо нет, свидетельствует то, как работают или нет технологические приспособления» (Adler, TR, 74).
Рабби Захариас рассказывает следующую историю, раскрывающую тщетность такого рода аргументации:
После красноречивых и развернутых рассуждений по поводу закона о непротиворечии профессор в конце концов пришел к выводу: «Это [логика либо/либо] — чисто западный взгляд на реальность. Суть проблемы в том, что вы видите противоречие как западный
точка зрения на реальность выражается во взгляде и то, и другое».
После довольно продолжительного обсуждения вопроса о различии между логикой либо/либо и то и другое я, наконец, спросил, можно ли мне прервать безостановочный поток мысли и задать вопрос.
Я спросил: «Господин, вы говорите, что когда я изучаю индуизм, я пользуюсь либо логической системой то и другое, либо никакой другой? »
Установилась тишина, продолжавшаяся, казалось, целую вечность. Я повторил вопрос: «Вы говорите, что когда я изучаю индуизм, я пользуюсь либо логической системой то и другое, либо никакой другой? Я правильно понял?»
Он откинул голову назад и спросил: «По вашему мнению, возникает необходимость в логической системе либо/либо? »
«Она действительно возникает, — ответил я. — Ведь даже в Индии, переходя улицу, мы смотрим по сторонам — либо приближается автобус, либо на нее выходим мы, то и другое несовместимо».
Вы видите, какую он совершал ошибку? Он использовал логику либо/либо для доказательства истинности логической системы то и другое. Чем больше вы посягаете на закон непротиворечия, тем больше ответных ударов он наносит вам (Zachari-as, CMLWG, 129).
Захариас обращает также внимание на то, что многими не признается в «восточной» философии:
Метод величайшего индуистского философа Шанкары был вполне сократическим — он рассматривал вопросы не с диалектической точки зрения (то и другое), а с точки зрения непротиворечия (либо/либо). Он бросал вызов противникам, побуждая их доказать его неправоту или, в противном случае, признать обоснованность его взгляда. Следовательно, суть не в том, пользуемся ли мы восточной логикой или западной. Мы пользуемся логикой, в которой в наилучшей степени отражается реальность, и закон непротиворечия, будь то прямо или косвенно, присутствует как на Востоке, так и на Западе (Zacharias, CMLWG, 130).
2В. Логические законы, подобные закону непротиворечия, — это чисто формальные законы для построения символических систем; они не относятся к реальности
Рональд Нэш отвечает: «Закон непротиворечия — не просто закон, основанный на чувственном опыте. Это первый закон бытия. Его нельзя просто принять или отвергнуть. Отвержение закона непротиворечия ведет к абсурду. Обоснованно отвергать законы логики невозможно. Если закон непротиворечия отрицается, все теряет смысл. Если законы логики не означают того, что в них подразумевается, ничто остальное не имеет смысла, в том числе само отрицание законов» (Nash, WVC, 84).
Ему вторит Рудольф Бендес:
Если бы в понятии бытия не был заключен онтологический смысл, принцип противоречия был бы законом логики, но не обязательно реальности. Но такое предположение немыслимо даже с субъективистской точки зрения: понятие бытия абсолютно простое, и ничто не может соответствовать ему лишь частично. Все, что соответствует ему, есть бытие; все, что не соответствует, есть небытие. Наш разум в процессе познания действует по сути целенаправленно и соотносится с бытием. Если эта взаимосвязь отрицается, все становится невразумительным (Bandas, СРТР, 65).
ЗВ. Доказательство принципа (закона) непротиворечия при помощи идеи о непротиворечии — замкнутый на себя аргумент
Норман Гейслер отвечает, что
это возражение запутывает суть вопроса. Ибо закон непротиворечия используется не как основание для косвенного доказательства его обоснованности, а просто в процессе подтверждения его обоснованности. Возьмем, к примеру, заявление: «Я не говорю ни слова по-английски». Оно по сути лишено смысла, ибо в нем фактически подтверждается то, способность к чему отрицается. Английский язык в нем используется для отрицания возможности говорить по-английски. Тем самым оно опровергает себя. То же самое можно сказать о косвенном доказательстве закона непротиворечия. Мы не можем отрицать закон непротиворечия, не пользуясь им в том самом предложении, которое его отрицает. Ибо заявление, отрицающее непротиворечие, выдвигается как непротиворечивое.
В противном случае оно теряет смысл.
Равным образом, когда я заявляю, что могу говорить по-английски, совершенно очевидно, что я произношу слова на английском языке в самом процессе высказывания. Но в использовании английского языка для утверждения способности говорить по-английски нет ничего бессмысленного. В определенной мере бессмысленно лишь использование английского языка для отрицания такой способности. Аналогичным образом, нет ничего предосудительного в использовании принципа непротиворечия для отстаивания принципа непротиворечия. Предосудительно лишь использование принципа непротиворечия для отрицания этого принципа (Geisler, ТА, 79).
4В. Мы не можем знать начальные принципы априорно (независимо от опыта), поскольку разум до приобретения опыта представляет собой tabula rasa (чистую доску)
Фома Аквинский писал: «В чувственном [т.е. полученном на опыте] знании заключено не все рассудочное знание. Не удивительно поэтому, что рассудочное знание распространяется шире, чем чувственное знание» (Aquinas, ST, 1.84.6).
Норман Гейслер называет знание начальных принципов «естественным»: «Естественное знание не "закладывается" априори и не "приобретается" апостериори. Оно познается естественным путем, поскольку мы обладаем природной способностью "воспринимать" его» (Geisler, ТА, 90).
Питер Хоунен тоже пользуется термином «природный»: «Как и прочие начальные принципы, принцип противоречия управляет разумом и бытием, а также взаимосвязью между ними. Вследствие простоты познания этих принципов — не всегда, правда, ясно формулируемых, — они принадлежат человеческому разуму как бы "по природе"» (Ноепеп, RJ, 208).
Смысл понятия «природный» объясняет Джеймс Салливан: «Человек, производящий оценочное суждение, не задумывается в данный момент над этими принципами, но может легко и просто рассказать о них, пусть даже у него прежде не возникало в их отношении ни малейшего вопроса. Таким образом, можно сказать, что он
практически знает эти принципы с начала своей сознательной жизни. Вот что означает "природное и естественное знание" начальных принципов» (Sullivan, EFPTB, 33).
Фома Аквинский отмечал, что человек получает это природное знание, как только что-либо предстает перед его разумом: «В каждом человеке есть определенный источник познания, а именно свет активного разума, благодаря которому принципиальные положения всех наук воспринимаются естественным образом, как только предстают перед его разумом» (Aquinas, ST, 1.117.1).
5В. Как знание начальных принципов может быть апостериорным (основанным на опыте) и одновременно врожденным?
Не забывайте, что в любом случае, когда человек задается вопросом как, речь идет об эпистемологии. Мы уже отмечали, что не обязательно давать ответы на все, что фактически очевидно, тем не менее ответим и на это возражение:
Фома Аквинский внес значительный вклад в развитие эпистемологии. Он уникальным образом синтезировал априорные и апостериорные элементы познания. Люди обладают врожденной способностью или формой познания начальных принципов, заложенных в саму их природу Богом. Начальные принципы присутствуют в них в виде своего рода фактического и естественного предварительного условия всей познавательной деятельности. И когда эта врожденная способность наполняется содержанием чувственного опыта, мы получаем возможность постигать путем сознательной рефлексии начальные принципы, которые мы осознаем как неотъемлемую часть нашей природы. Иначе говоря, познать начальные принципы мы можем только в том случае, если пользуемся ими, иной возможности для их познания у нас нет. Мы постигаем их на практике, прежде чем приходим к их сознательному пониманию (Geisler, ТА, 90).
Этьен Жильсон следующим образом резюмирует позицию Фомы Аквинского в ответе на вопрос как:
Зародыши познания мы видим в самом разуме. Этими готовыми элементами, о которых мы знаем естественным путем, являются начальные принципы. Отличительная черта этих принципов заключается в том, что они служат исходными понятиями, формируемыми в нашем разуме, когда он входит в контакт с воспринимаемым миром. Их предсуществование не означает, что разум обладает ими сам по себе, независимо от воздействия, которое тело оказывает на нашу душу, оно означает просто, что они представляют собой первые вразумительные понятия, которые наш разум способен постичь на пути обретения чувственного опыта. Осознание этих принципов носит не более врожденный характер, чем способность к дедуктивным выводам, но тогда как раскрытие первых происходит естественным путем, вторые требуют определенных усилий (Gilson, PSTA, 246).
6В. Но логика не соотносится с реальностью
На это возражение можно ответить следующее:
На взаимосвязь между логической необходимостью и реальностью могут быть только три точки зрения: 1) логика не может соотносится с реальностью; 2) логика может не соотноситься с реальностью; 3) логика должна соотноситься с реальностью. Мы утверждаем, что первый вариант опровергает сам себя, второй не имеет смысла, и, следовательно, приемлемым может быть только третий. Это оставляет нам только одну разумную альтернативу, а именно что логика должна соотноситься с реальностью. Ибо в точке зрения, что логика не может соотноситься с реальностью, по существу, утверждается, что она все-таки соотносится с реальностью в попытке доказать обратное. А точка зрения, что логика может не соотноситься с реальностью, не имеет смысла, если логика не связывается со смыслом слов «реальность» и «может» в предложении, в котором утверждается, что логика может не соотноситься с реальностью (Geisler, МРОА, 292-93).
Рабби Захариас утверждает: «Законы логики должны относиться к реальности, иначе мы жили бы в сумасшедшем доме» (Zacharias, CMLWG, 11).
7В. Истины, соответствующей реальности, не существует
На бессмысленность такого заявления указывает рабби Захариас: «Всякий, кто серьезно относится к заявлению, что истины, соответствующей реальности, не существует, опровергает тем самым это заявление, подразумевая, что в нем не отражается реальность. А если в заявлении не отражается реальность, какой смысл относиться к нему серьезно? Истина существует как категория, даже если ее существование отрицается, и это надо знать» (Zacharias, CMLWG, 125).
Гейслер указывает, что на принципе соответствия истине основывается «даже теория интенционализма. Согласно этой теории истинно то, что преследует определенную цель. Но это означает, что истинность выражается в соответствии выполнению намерения. Таким образом, без соответствия намерений и совершаемых действий не может быть истины» (Geisler, CTID, 335-36).
8В. Если любой аргумент нуждается в обосновании, почему то же самое не относится к первопричинам?
Гейслер разъясняет: «Мы заявляем, что в обосновании нуждается не все, а только вещи, не являющиеся самоочевидными. Если понятие не самоочевидно, его необходимо сделать очевидным в свете другого самоочевидного понятия. Когда оно становится самоочевидным, оно больше не нуждается в подтверждении своей очевидности с помощью чего-то еще (Geisler, ВЕСА, 260).
Это ключевой момент при обсуждении вопроса с теми, кто требуют доказательств начальных принципов, — нет никаких других свидетельств в пользу существования начальных принципов, кроме них самих, они просто самоочевидны.
9В. Не все считают эти начальные принципы самоочевидными
Однако «тот факт, что некоторые вещи могут не выглядеть очевидными в чьих-то глазах, не означает, что они не самоочевидны сами по себе.
Самоочевидная истина может не казаться самоочевидной просто потому, что человек не подвергает ее тщательному анализу. Но это упущение ни в коей мере не лишает начальные принципы самоочевидной природы» (Geisler, ВЕСА, 260).
10В. Вы просто допускаете, что любое доказательство должно сводиться к начальным принципам, чтобы постулировать, что бесконечного движения назад в доказательствах быть не может
Салливан отвечает: «Тот факт что истинность выводов удостоверяется сведением к начальным принципам — не допущение, которому не подчиняется процесс бесконечного движения назад, а, скорее, вывод, основанный на невозможности бесконечного движения назад» (Sullivan, EFPTB, 26).
11В. Не подрывает ли неоспоримость начальных принципов установленный Гейзенбергом принцип неопределенностей?
Мортимер Адлер указывает на ложную предпосылку этого возражения:
Ущербность копенгагенского истолкования принципа Гейзенберга заключается в колоссальной философской ошибке, совершенной вольно или невольно физиками XX века. Эта ошибка ограничивает реальность тем, что поддается физическому измерению и придает реальности исключительно измеряемый характер. Принцип следует понимать относящим неопределенность только к измерениям в области квантовой механики. Эта теоретико-познавательная неопределенность необоснованно превращается в индетерминизм структуры реальности и становится онтологической, а не эпистемологической (Adler, TR, 71-72).
Nuk ka komente:
Posto një koment