Ответ скептицизму
(вера в то, что любое достоверное или абсолютное знание невозможно и любые проявления сверхъестественного непостижимы для индивидуума)Обзор главы
Скептицизм согласно его основному стороннику Дэвиду Юму
Всякое знание проистекает либо от органов чувств, либо от осмысления идей Причинная связь не может
соблюдаться — в нее можно верить только в силу привычки Суть скептицизма Юма Ответ Скептицизм
сам себя опровергает: нужно ли нам быть скептически настроенными
по отношению к скептицизму? Утверждение «Всякое знание проистекает от органов чувств либо от
осмысления идей» не проистекает ни от одного из них Радикальный эмпирический атомизм
противоречит сам себе и подразумевает единство и взаимосвязь
Отрицание причинной связи противоречит само себе Заключение
1А. СКЕПТИЦИЗМ СОГЛАСНО ЕГО ОСНОВНОМУ СТОРОННИКУ ДЭВИДУ ЮМУ
Часть традиционного аргумента в пользу существования Бога основывается на выведении причины из наблюдения за следствиями. Скептик Дэвид Юм заявлял, что, поскольку мы никогда фактически не наблюдаем (не испытываем) причинную связь (то, что вызывает происходящее), мы не можем достоверно знать, что какая-то особая причина и следствие взаимосвязаны. Юм отрицал не причинную связь, а лишь то, что мы можем что-то из нее вывести. Он отрицал, что мы можем познать истину о причине, исходя из следствия.
1Б. Всякое знание проистекает либо от органов чувств, либо от осмысления идей
Часто цитируемое заключение трактата Юма «Исследование о человеческом разумении» (Enquiry Concerning Human Understanding) обобщает суть его скептицизма: «Если, удостоверившись в истинности этих принципов, мы приступим к осмотру библиотек, какое опустошение придется нам здесь произвести! Возьмем в руки, например, какую-нибудь книгу по богословию или школьной метафизике и спросим: содержит ли она какое-нибудь абстрактное рассуждение о количестве или числе? Нет. Содержит ли она какое-нибудь основанное на опыте рассуждение о фактах и существовании? Нет. Так бросьте ее в огонь, ибо в ней не может быть ничего, кроме софистики [ловкого и вводящего в заблуждение рассуждения] и заблуждений!» (Hume, ECHU, 12.3, курсив автора).
Юм делает следующее категоричное утверждение относительно рассуждения:
Все объекты, доступные человеческому разуму или исследованию, по природе своей могут быть разделены на два вида, а именно: на отношения между идеями и факты. К первому виду относятся такие науки, как геометрия, алгебра и арифметика, и вообще всякое суждение, достоверность которого или интуитивна, или демонстративна... К такого рода суждениям можно прийти благодаря одной только мыслительной деятельности, независимо от реальности, которая существует где бы то ни было во вселенной.
Факты, составляющие второй вид объектов человеческого разума, удостоверяют ся иным способом [чем отношения между идеями], и как бы велика ни была для нас очевидность их истины, она иного рода, чем предыдущая. Противоположность всякого факта всегда возможна, потому что она никогда не может заключать в себе противоречия» (Hume, ECHU, 4.1, курсив автора).
Юм утверждает, что, бесспорно, «все наши идеи суть не что иное, как копии наших впечатлений, или, другими словами, что мы не можем мыслить что-либо, чего предварительно не воспринимали» (Hume, ECHU, 7.1).
Джерри Джилл обобщает значение скептицизма Юма:
Юм положил конец большим надеждам континентальных рационалистов и британских эмпириков. Первые стремились отыскать — и утверждали, что нашли, — эпистемологическое [способ познания чего-либо] основание для всего знания в необходимых заключениях, выводимых из самоочевидных истин. Последние стремились отыскать — и утверждали, что нашли, — подобное основание в возможных заключениях «индуктируемых» по ощущениям органов их чувств. Юм следовал эмпирическому подходу более последовательно, чем его предшественники, и убедительным образом доказал, что ни дедуктивный, ни индуктивный метод не могут служить должным основанием для познания. Дедуктивный метод с его «самоочевидными» исходными условиями оказался определительным (аналитическим) и лишенным фактического содержания, в то время как индуктивный метод, как выяснилось, основывался на недоказуемом предположении, что будущее должно быть подобным прошлому. Таким образом, Юм считал, что он устранил возможность фактических претензий на истинность в математике, науке и метафизике (Gill, PRK, 73).
2Б. Причинная связь не может соблюдаться — в нее можно верить только в силу привычки
Причинная связь — условие или ситуация, которая вызывает определенное следствие. Она занимается разрешением вопроса отношений между причиной и ее следствием.
Юм провозглашает: «Есть два принципа, которые я не могу последовательно соблюдать, не в моей также власти отказаться от любого из них, а именно, что все на ши индивидуальные ощущения суть индивидуальные сущности и что разум никогда не воспринимает никакой реальной связи между индивидуальными сущностями» (Hume, THN, Appendix).
Юм делает обобщенный вывод относительно того, почему, как он полагает, конкретная причина не может быть выведена из следствия:
Словом, всякое следствие есть явление, отличное от своей причины. В силу этого оно не могло бы быть открыто в причине, и всякое измышление его или априорное представление о нем неизбежно будет совершенно произвольным; даже после того, как это следствие станет известно, связь его с причиной должна казаться нам столь же произвольной, коль скоро существует много других следствий, которые должны представляться разуму столь же допустимыми и естественными. Итак, мы напрасно стали бы претендовать на то, чтобы определить любое единичное явление или сделать вывод о причине и следствии без помощи наблюдения и опыта (Hume, ECHU, 4.1).
Юм утверждает, что вне опыта мы не можем вывести никакой связи между причиной и ее следствием: «Когда мы рассуждаем a priori и рассматриваем объект или причину лишь так, как они представляются ему [разуму], независимо от всякого наблюдения, они не могут вызвать в нас представление определенного объекта, каковым является следствие этой причины; тем менее они могут показать нам неразрывную и нерушимую связь между причиной и следствием» (Hume, ECHU, 4.1).
Юм категорически заявляет, что «все заключения из опыта суть следствия привычки, а не рассуждения» (Hume, ECHU, 5.1).
Юм делает это заключение, потому что мы не можем знать, например, причину падения камня, равно как и причину появления мира:
Коль скоро мы не в состоянии удовлетворительно объяснить, на основании чего мы верим после тысячи опытов, что всякий камень будет падать, а огонь гореть, разве можем мы удовлетвориться каким-нибудь взглядом на происхождение миров или на состояние, в котором природа находилась от века и в котором она будет пребывать во веки веков?.. Мне кажется, что единственный объект отвлеченных наук или же демонстративных доказательств — количество и число и что все попытки распространить этот более совершенный род познания за его пределы есть не что иное, как софистика и заблуждение» (Hume, ECHU, 12.3).
Рабби Захариас комментирует эту точку зрения Юма: «Тогда принцип причинной связи, согласно Юму, есть не что иное, как связь последовательных впечатлений. В силу обычая и привычки мы ожидаем, что будет иметь место последовательность; в действительности никакой необходимой связи нет. Короче говоря, ничто не дает права даже науке формулировать всеобщие и необходимые законы» (Zacharias, CMLWG, 199).
ЗБ. Суть скептицизма Юма
Юм «поставил под сомнение претензии на познание всех дисциплин, то есть науки, математики и т. д. В действительности он учитывал мнения, основанные на вероятности, которая выходит за пределы нашего опыта. Он стоял насмерть против любых предположений об однородности природы. То, что мы видим в природе однородность, не дает оснований для умозаключения, что она всегда будет однородной. Он утверждал, что индукция — не действенная форма рассуждения, а скорее укоренившаяся традиция ожидать схожих результатов при однородности опыта. Поэтому Юм известен как скептик» (Dr. William Grouse, personal correspondence,
2A. ОТВЕТ
1Б. Скептицизм сам себя опровергает: нужно ли нам быть скептически настроенными по отношению к скептицизму?
За более чем тысячу лет до того, как Юм высказал свои сомнения, блаженный Августин Гиппонский уже сознавал, что скептицизм в силу своей природы сам себя опровергает: «Каждый, кто сомневается, знает, что он сомневается, таким образом, он уверен в этой истине, по крайней мере, именно в том факте, что он сомневается. Следовательно, каждый, кто сомневается, есть ли такая вещь как истина, знает, по крайней мере, одну истину, так что сама его способность сомневаться должна убеждать его, что есть такая вещь, как истина» (Augustine, TR, 39.73).
Гордон Кларк формулирует вопрос несколько иначе: «Скептицизм — философская концепция, согласно которой доказать ничего нельзя. А как, спрашивается, вы можете доказать, что доказать ничего нельзя? Скептик утверждает, что ничто не может быть нам известно. В своей опрометчивости он заявил, что истина невозможна. А истинно ли то, что истина невозможна? Поскольку, если никакое суждение не верно, по крайней мере одно суждение верно, — а именно, суждение, что никакое суждение не является верным. Если истина невозможна, то из этого следует, что мы уже достигли ее» (Clark, CVMT,
30).
Норман Гейслер критикует скептицизм в следующем:
Любые попытки скептиков отвергнуть всякое суждение о действительности сами себя и опровергают, поскольку подразумевают суждение о действительности. Как еще можно знать, что отказ от какого бы то ни было суждения о действительности был самым мудрым поступком, если в самом деле не знать, что действительность непостижима? Скептицизм подразумевает агностицизм, а [поскольку он выносит суждения о действительности] агностицизм подразумевает определенное знание действительности. Абсолютный скептицизм, провозглашая отказ от какого бы то ни было суждения о действительности, подразумевает самое безоговорочное суждение о познаваемости действительности. Зачем говорить о бесполезности любых попыток достичь истины, если не знать заранее, что они лишены смысла? И как можно заведомо это знать, если уже не иметь каких-то сведений о действительности? (Geisler, СА, 22)
Профессор Гейслер проводит различие между частичным скептицизмом (который может быть полезным) и полным скептицизмом: «Полный скептицизм сам себя опровергает. Само по себе утверждение, что вся истина непостижима, уже есть утверждение истины. В качестве истинного заявления, утверждающего, что нельзя делать истинные утверждения, оно само себя опровергает» (Geisler, CA, 133-134).
Скотт Мак-Дональд указывает, что факт знания нами первооснов опровергает скептицизм: «Наше прямое знакомство с очевидной истиной ряда непосредственных суждений предоставляет нам бесспорный и надежный доступ к этим истинам, и таким образом, с учетом этих суждений и наших умозаключений из них путем неопровержимых доказательств, скептицизм доказуемо оказывается ошибочным» (MacDonald, TK, цит. по: Kretzmann, CCA, 187).
Опровергая скептицизм своего времени, Августин в своем трактате «Против академиков» также указывает на определенное знание первооснов. Фредерик Коплстон следующим образом характеризует точку зрения Августина: «По крайней мере, я уверен в существовании принципа противоречия» (Copleston, HP, 53).
Католический апологет Г. X. Дагган указывает на дилемму, стоящую перед любым скептиком: «С одной стороны, Скептик считает, что никаких бесспорных истин нет, с другой стороны, он не может ничего утверждать, не предполагая, что принцип противоречия суть бесспорно истинный. Согласно этому принципу, бытие и небытие неидентичны. Если с этим не соглашаться, то в любом предложении "существует" и "не существует" взаимозаменяемы. Очевидно, что при таких условиях размышление и обсуждение исключаются» (Duggan, BRD, 65).
Мортимер Адлер отмечает то же самое: «Этот принцип [противоречия] полностью опровергает скептика, который провозглашает, что никакое утверждение не может быть либо истинным, либо ложным. Если утверждение скептика истинно, тогда имеется по крайней мере одно утверждение, которое является истинным, а не ложным. Если оно ложно, тогда может быть много утверждений, которые являются либо истинными, либо ложными. Однако если оно ни истинно, ни ложно, тогда почему мы должны обращать внимание на то, что говорит скептик» (Adler, TR, 133-134)? Адлер полагает, что здравый смысл опровергает скептицизм:
Здравый смысл — это то, чем все мы руководствуемся, когда отвергаем полный скептицизм, который содержит в себе противоречие и сам себя опровергает, ибо такая позиция не только необоснованна, но и не реализуема на практике. Вряд ли существует какой-то аспект нашей повседневной жизни, который останется таким же, если мы встанем на точку зрения полного скептика, вместо того чтобы отвергнуть ее. Мы твердо уверены, что способны распознавать истину и ложь и с различной степенью уверенности проводить различие между истинным и ложным. Почти все, что мы делаем или на что полагаемся, основано на этой уверенности (Adler, SGI, 35).
«Скептический вывод Юма о несостоятельности всех наших суждений о действительности, — обобщает рабби Захариас, — опровергает сам себя, потому что и сам подобный призыв представляет собой суждение о действительности» (Zacharias, CMLWG, 200).
Колин Браун предупреждает нас в отношении категоричности утверждений Юма: «Юм обезоруживает своей искренностью, когда признает, что "природа сильнее принципа". По сути, это — спасительное как для построителей, так и для разрушителей системы предупреждение против абсолютной уверенности либо в своих огульных утверждениях, либо в своих огульных опровержениях. Однако в данном случае замечание Юма подразумевает, что его подход (как бы он ни был труден) — единственно правильный. Фактически скептицизм Юма осмотрителен по каждому основному пункту» (Brown, PCF, 71).
Рональд Нэш также предупреждает, что «когда мы слышим, как кто-то говорит, что никто ничего не может знать, остается только удивляться, знает ли об этом скептик или каким образом он об этом знает" (Nash, WVC, 84)
Г. X. Дагган указывает на другой аспект природы утверждений скептиков, которые сами себе противоречат: «Точку зрения скептиков, что внешние ощущения являются недостоверными, можно разделять, только если не считать внешние ощущения проводниками знания, а возлагать на них какую-то другую функцию. Поскольку если считать внешние ощущения проводниками знания, нужно быть уверенными в их абсолютной надежности. Будь они ненадежны, они не были бы проводниками знания, поскольку обеспечивали бы ненадежную информацию, а ненадежная информация — это не знание» (Duggan, BRD, 65).
Мортимер Адлер обращает внимание на другую дилемму, которую влечет за собой позиция скептиков:
Отрицая наличие любой истинности или ложности, полный скептик должен, в конечном счете, либо отрицать, что существует независимая действительность, либо отрицать, что она имеет детерминированные черты, которым наше мышление либо соответствует, либо не соответствует. Сразу должно стать очевидным, что при движении к этой крайности скептик обязательно сам себе противоречит. Если он претендует на истинность своих утверждений, что никакой независимой действительности нет или что она не имеет детерминированных черт, его собственная точка зрения аннулируется; а если он все-таки претендует на истинность своих отрицаний, он должен делать это на таком основании, которое, в конечном счете, предполагает определение истины (Adler, SGI, 213).
2Б. Утверждение «всякое знание проистекает от органов чувств, либо от осмысления идей» не проистекает ни от одного из них
Рабби Захариас также полагает: «Утверждение Юма, что все утверждения, претендующие на значимость, должны либо относиться к идеям, то есть быть математическими или количественными, либо к основанным на фактах экспериментальным выводам, само не основывается ни на математическом, ни на экспериментально установленном факте. Поэтому само его определение значимого утверждения, в его собственных выражениях, является бессмысленным» (Zacharias, CMLWG, 200).
Мортимер Адлер отмечает, что в утверждении Юма «объединяются две ошибки — рассматривать наши восприятия и образы, неверно называемые "идеи", в качестве непосредственных объектов нашего осознания либо низводить их до простой способности к ощущениям человеческого разума, который не может ничего знать, кроме того, что может быть воспри нято органами чувств или додумано в результате восприятия наших ощущений». Адлер прямо ставит вопрос: «Имеем мы или не имеем абстрактные идеи (то есть понятия), а также способность воспринимать смысл и образы?.. Гоббс, Беркли и Юм категорически утверждают, что не имеем» (Adler, ТРМ, 38,40. — Курсив автора).
Адлер указывает на дилемму, возникающую, если мы не можем сформировать абстрактную идею или универсальную концепцию чего-то, типа собаки. Он предлагает следующую линию рассуждения:
Поэтому мы обязаны спросить их, способны ли мы постичь общее для двух или более сущностей [например, категория «собака» является общей в применении и к эрдельтерьеру, и к пуделю] или постичь то, что делает их одним и тем же.
Если их ответ на этот вопрос отрицателен, они вновь полностью зачеркивают свое собственное объяснение значения общих наименований, одинаково применимых к двум или более сущностям (на основании какого-то момента, в котором они не раз личаются). Если мы не можем выявить никакого момента, в котором две или более сущности являются одним и тем же, мы не можем применять одно и то же наименование одинаково к ним обеим.
Единственная альтернатива, которая у них остается, — это утвердительный ответ на вопрос, способны ли мы постичь общее для двух или более сущностей или постичь то, что делает их одним и тем же.
Если они дают этот утвердительный ответ, потому что должны либо дать его, либо признать, что не могут предложить никакого объяснения, тогда этот ответ равносилен опровержению их изначальной позиции (Adler, ТРМ, 44, 45).
ЗБ. Радикальный эмпирический атомизм противоречит сам себе и подразумевает единство и взаимосвязь
Выводом из скептицизма Юма в отношении причинной связи является то, что никакие события не связаны. Это — радикальный эмпирический атомизм (точка зрения, что «вселенная состоит из бесчисленных крошечных неделимых гранул действительности» [Geisler/Feinberg, IP, 430]).
Норман Гейслер возражает: Радикальный эмпирический атомизм Юма, который утверждает, что все события являются абсолютно независимыми и обособленными и что даже наше «Я» представляет собой лишь только связку ощущений, не имеет под собой реального основания. Если бы все было разрозненно, то тогда не было бы никакой возможности даже для подобного конкретного утверждения, поскольку утверждение о том, что все разрозненно, подразумевает определенное единство и взаимосвязь. Далее, утверждать «Я — ничто, кроме как впечатление о самом себе» — значит противоречить самому себе, поскольку суждение «Я» всегда подразумевает наличие определенного единства. Вместе с тем нельзя предположить единое «Я» для того, чтобы то же самое отрицать (Geisler, СА, 22-23).
Рабби Захариас приходит к такому же выводу: «Утверждение Юма, что все события полностью разрозненны и не имеют взаимосвязи, неприемлемо. Оно само подразумевает единство и взаимосвязь, иначе было бы невозможно утверждать подобное. Иными словами, он предполагает наличие единого "Я", отрицая при этом всякое единство» (Zacharias, CMLWG, 200).
4Б. Отрицание причинной связи противоречит само себе
Разъяснение позиции Юма:
Юм никогда не отрицал принцип причинной связи. Он признавал абсурдность утверждения, что события происходят без причины. Он пытался отрицать, что возможно вывести принцип причинной связи философским путем. Если принцип причинной связи — не просто аналитическое соотношение идей, но вера, основанная на традиционном объединении фактических событий, тогда в нем нет никакой необходимости и его нельзя применять с философским обоснованием. Однако мы уже убедились, что деление всех сущностных утверждений на эти два класса противоречит само себе. Следовательно, возможно, что принцип причинной связи является одновременно и сущностным, и необходимым. Фактически, само отрицание причинной связи с необходимостью подразумевает наличие в отрицании определенной причинной связи. Поскольку если для отрицания нет необходимого основания (или причины), отрицание не обязательно имеет устойчивую силу. Однако если для отрицания есть необходимое основание или причина, тогда отрицание само себя опровергает, поскольку в этом случае для отри цания необходимых причинных связей оно использует необходимую причинную связь (Geisler, СА, 24-25).
Теория, которая бы объясняла все во всей вселенной, но считала бы невозможным полагать, что наше мышление не имеет действенной силы, не подлежала бы абсолютно никакому обсуждению. Такая теория была бы выведена путем размышления, а если размышление не имеет действенной силы, то эта теория, конечно, опровергла бы саму себя. Она подрывала бы доверие к самой себе. Она была бы аргументом, доказывающим, что никакой аргумент не имеет силы, доказательством в пользу того, что нет никаких доказательств, — что является абсурдом (К. С. Льюис)
Сведение принципа причинной связи к логике также внутренне противоречиво:
Некоторые критики настаивают, что принцип причинной связи относится к области логики и не имеет дела с действительностью. Это противоречивое суждение. Нельзя последовательно утверждать, что законы мышления не могут находить подтверждения в действительности. Думать о действительности, что о ней нельзя думать, алогично. Поскольку принцип причинной связи — фундаментальный принцип здравого смысла, он должен применяться к действительности. Иначе можно прийти к противоречащей самой себе точке зрения, что известное о действительности не может быть известно (Geisler, ВЕСА, 122).
К. С. Льюис делает вывод: «Теория, которая бы объясняла все во всей вселенной, но считала бы невозможным полагать, что наше мышление не имеет действенной силы, не подлежала бы абсолютно никакому
обсуждению. Такая теория была бы выведена путем размышления, а если размышление не имеет действенной силы, то эта теория, конечно, опровергла бы саму себя. Она подрывала бы доверие к самой себе. Она была бы аргументом, доказывающим, что никакой аргумент не имеет силы, доказательством в пользу того, что нет никаких доказательств, — что является абсурдом» (Lewis, M, 14-15).
Пол Карус обращает внимание на связь рационального и онтологического: «Наша вера в причинную обусловленность, в конце концов, хотя Юм и отрицал это, основана на логическом принципе идентичности А = А. Это — экстраполяция данного принципа на состояние перемен» (Carus, ЕКР, in Kant, PFM, 201).
Джэймс Б. Салливан проводит различие между понятием причины и принципом причинной связи: «Понятие причины выводится при интеллектуальном сравнении формальных сторон одного предмета с таковыми другого и при обнаружении методом индукции, что один предмет оказывает влияние на другой или своим действием порождает другой предмет. Принцип причинной связи устанавливается не на основании опыта методом индукции, а посредством анализа понятия случайных обстоятельств» (Sullivan, EFPTB, 124).
5Б. Заключение
«Хотя как эпистемологическая точка зрения скептицизм неоправдан, он имеет значение. Он действует подобно заусенцу в седле эпистемолога, требуя, чтобы любое заявление о знании основывалось на адекватном свидетельстве и не содержало противоречия или абсурдности» (Geisler, IP, 100).
Nuk ka komente:
Posto një koment